войти кнопки соц.сетей
Последние публикации
11 февраля 2019 в 11:45

Арктика: льды тают, обстановка накаляется. ФСБ России определит границы дозволенного

1 декабря 2018 года вступила в силу схема разделения движения судов в Беринговом море и Беринговом проливе, утвержденная Международной морской организацией (ИМО).

Схема устанавливает шесть рекомендованных двухсторонних путей шириной четыре морские мили в Беринговом проливе и на подходах к нему с российской и американской сторон, а также шесть районов повышенной осторожности в местах начала и окончания путей, пересечения или изменения их направления. И призвана снизить риск возникновения аварийных ситуаций, загрязнения морской среды, поддержать дальнейшее развитие инфраструктурных проектов на российской территории Арктики при существенном увеличении транзитных судоперевозок через Северный морской путь.

Данная мера свидетельствует о возможности совместного выполнения требований ИМО, несмотря на сложную международную обстановку, режим санкций США и Европейского союза против России. Схема особо значима сегодня, когда в арктических границах Европы, Азии и Америки располагаются 16 стран, большая часть которых имеет друг к другу территориальные претензии. Множество военных учений, проводимых в высоких широтах, указывает на рост стратегического интереса государств, граничащих с Арктикой. В дальнейшем он будет только усиливаться, к чему побуждает неуклонное сокращение площади льдов: к 2050 году они станут на 30 процентов тоньше, а их объем уменьшится на 15–40 процентов. Благодаря этому государства получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года, вследствие чего будет накаляться и атмосфера геополитического противостояния.

Великобритания, например, уже заявила о намерении в 2019 году усилить военное присутствие в Арктике, дополнительно разместив еще восемь сотен морских пехотинцев и бойцов военного спецназа армии ее величества в Норвегии. Об этом сообщает Sunday Telegraph, ссылаясь на заявление министра военного ведомства Объединенного Королевства. Как подчеркнул Гэвин Уильямсон, Великобритания обязана демонстрировать собственное мощное присутствие в данном регионе, чтобы понять: Арктика до сих пор остается ничьей землей. Военно-морские силы США также планируют развернуть на Алеутских островах патрульные противолодочные самолеты P-8 Poseidon, чтобы следить за деятельностью России в Арктике, сообщил таблоид Daily Express со ссылкой на секретаря ВМС Ричарда Спенсера.

«Зеленые» атакуют

Анализ тенденций развития геополитической ситуации в глобальном, региональном и национальном масштабе показывает, что охрана морского пограничного пространства России в Арктическом регионе осуществляется в неблагоприятных условиях. С начала 2018 года Канада и Норвегия уже провели здесь ряд учений, а США и Великобритания – маневры подводных лодок в районе Северного полюса. Недавно завершились крупномасштабные учения на территории стран Северной Европы. В Арктической зоне РФ повышается активность специальных служб, иностранных неправительственных и религиозных организаций, также ведущих разведывательно-подрывную деятельность.

“ Наработан обширный опыт согласованных и совместных патрулирований в акватории Чукотского моря ”

Под личиной «зеленых» проводятся различные акции, препятствующие деятельности России на шельфе. Начало тому положила провокация группы лиц, имеющих отношение к экологической правозащитной организации «Гринпис», которая 18 сентября 2013 года подошла на судне Arctic Sunrise к морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная» и предприняла незаконную попытку высадки. Противоправные действия были пресечены сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области.

Усиливается интерес мировых держав к освоению Арктики, вызываемый высоким экономическим и транзитным потенциалом региона. Так, в течение 2017 года администрацией Северного морского пути было выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, в том числе 107 – судам под иностранным флагом.

О необходимости повышения уровня охраны арктических рубежей и усиления здесь пограничной группировки ФСБ президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Совета безопасности еще в апреле 2014 года.

Для противодействия нарастающим угрозам погранслужба оптимизирует численность своих подразделений, повышает их выучку и техническую оснащенность, улучшает управление. Ведется работа по созданию автоматизированной системы контроля надводной обстановки в Арктике. Для расширения возможностей пограничных органов и развития инфраструктуры в Архангельске в мае 2017 года начал функционировать новый пункт базирования сторожевых кораблей. В районах интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией России, обеспечивается систематическое присутствие кораблей нашей погранслужбы. В последние годы она значительно активизировала противодействие вызовам и угрозам.

Усилены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Их согласно открытым источникам в регионе в настоящее время около 20. Сформирован корабельный состав Пограничной службы ФСБ в Арктической зоне РФ, насчитывающий 34 боевые единицы. Год назад получен головной сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 «Полярная звезда».

Для решения поставленных задач ведется активное международное сотрудничество. Следует отметить, что к настоящему времени государственная граница страны на северном направлении полностью оформлена с Норвегией и Финляндией. Вступило в силу Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда. Но вопрос о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне с Норвегией в Баренцевом море до конца не решен. К сожалению, не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с США. Не ратифицировано Соглашение между бывшим СССР и Соединенными Штатами о линии разграничения морских пространств.

Совместный отлов браконьеров

Ситуация побуждает Россию активизировать работу с официальными представителями ведомств, осуществляющих береговую охрану государств – членов Арктического совета. 31 октября 2015 года в Нью-Лондоне (США) было подписано Совместное заявление о намерении развивать многостороннее сотрудничество в формате Арктического форума береговых охран. Его участники – Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция.

Показательным в этом направлении стал 17-й форум пограничных ведомств/береговых охран государств северной части Тихого океана, проходивший в городе Виктория (Канада) с участием российской делегации. По его итогам было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили приверженность твердому намерению обеспечивать безопасность судоходства, а также защиту окружающей среды.

При всех сложностях Пограничная служба ФСБ России имеет положительную практику взаимодействия с аналогичными ведомствами арктических государств, особенно с подразделениями береговой охраны Норвегии, а также с 17-м районом береговой охраны США. Так, с норвежскими коллегами проводятся мероприятия в сфере охраны морских биологических ресурсов Баренцева моря, в том числе по предупреждению браконьерского лова, а также по улучшению координации при поиске и спасении людей, терпящих бедствие. С береговой охраной США Пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю наработан достаточно обширный опыт согласованных и совместных патрулирований кораблями и авиацией в акватории Чукотского моря, судоходной обстановки в Беринговом проливе. В марте 2018-го представители служб береговой охраны восьми государств договорились о проведении вторых практических учений в формате Арктического форума береговых охран, которые должны пройти в водах Финляндии в начале этого года.

Росгвардия на Земле Франца-Иосифа

Россия активно изучает угрозы безопасности в арктических морских акваториях и принимает упреждающие меры. С этой целью в соответствии с президентским указом № 664 от 26 декабря 2015 года «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» в стране созданы оперативные штабы, в том числе в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. Состоялось заседание Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета, на котором приняты решения, направленные на выработку дополнительных мер безопасности и защищенности объектов экономической деятельности в морском пространстве Российской Федерации, в том числе в Арктике.

На арктическом направлении Пограничная служба ФСБ России активно взаимодействует с Вооруженными силами, МВД и МЧС, с Росгвардией. В 2015–2018 годах силовые структуры РФ провели в Арктическом регионе серию совместных антитеррористических учений. Так, 10–12 апреля 2018 года Росгвардия во взаимодействии с пограничными органами ФСБ России, Министерством обороны и Росатомфлотом провела масштабное учение на Крайнем Севере с десантированием в район Земли Франца-Иосифа.

Вместе с тем с учетом интенсификации судоходства по СМП, начала функционирования проекта «Ямал СПГ» сил и средств Пограничной службы ФСБ России, на наш взгляд, недостаточно для противодействия новым вызовам и угрозам. Стоит отметить, что деятельность по защите российской Арктики возрастает в связи с подготовкой западных стран к принудительному, в том числе с использованием военной силы, перераспределению национальных богатств в свою пользу. Следует помнить, что НАТО в своих основополагающих документах, таких как «Гарантированный доступ к всеобщему достоянию», требует «справедливого» распределения мировых ресурсов. К этому на арктическом направлении надо готовиться уже сегодня.

Источник: http://m.geo-politica.info/arktika-ldy-tayut-obstanovka-nakalyaetsya-fsb-rossii-opredelit-granitsy-dozvolennogo.html

--------------------------------------------

<…>

Минерально-сырьевой потенциал продолжает оставаться ведущим фактором экономического роста и развития промышленного производства региона. Решающим является его вклад в формирование объема грузоперевозок. <…>

В связи с освоением природно-ресурсного потенциала, реализацией крупных федеральных и региональных программ по созданию и развитию промышленных производств и транспортной инфраструктуры возрастает роль Республики Коми как будущего крупного промышленно-логистического ареала на Европейском Севере Российской Федерации. В последние годы здесь наметились новые направления формирования трансконтинентальных транспортных коридоров и связанных с ними минерально-сырьевых потоков.

Огромным стимулом для дальнейшего развития минерально-сырьевого потенциала является наземная транспортная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, нефтегазотрубопроводные системы, нефтяные и СПГ-терминалы, мосты.

Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) и Баренцкомур (Индига – Ухта – Пермь), строительству перехода Лабытнанги – Троицко-Печорск – Ивдель – Енисейск – Усть-Кут, ветки Воркута – Усть-Кара, Северный широтный ход (Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево).

Эти многофункциональные магистрали обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана и определяют новые направления выхода сырьевых регионов Европейского Севера, Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки.

<…>

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3(27). Сыктывкар, 2016.

Рис. 1. Перспективы индустриально-транспортного развития Республики Коми.


 
 
0
komiarktika

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru